Часть 3. Ашаризм. Вероубеждения ашаритов.


Продолжая тему Ашаризма..


 ┈┉┅━❈▫❈📚❈▫❈━┅┉┈

Часть 3

Вероубеждения ашаритов.

Идеология Ашаризма или ашаритов следующие:

1. ”Если разум входит в противоречие с Откровением, то предпочтение должно отдаваться разуму перед Откровением”.

2. Атрибуты которые искажают ашариты:
A. Ашариты отрицают высокое положение Аллаха

Ашариты отрицают и считают неверием говорить, что Аллах находится над семью небесами, над своим Троном ('Арш), хотя в текстах Корана и достоверной Сунны встречается очень много доказательств этого. Аллах сказал: “Милостивый (ар-Рахман - одно из имен Всевышнего) вознесся на Трон”. Сура То-Ха, 5.

Передается от известнейшего знатока арабского языка из Куфы, Абу АбдуЛлаха, Мухаммада ибн Зияда, известного как Ибн аль-А’раби, родившегося в 150 г. и умершего в 231 г.:
Однажды его спросил один человек: “Какой смысл Слов Аллаха: “Милостивый Вознесся (истауа) над Троном”.
Ибн аль-А’раби ответил: “Он над Троном как об этом и оповестил нас”.
Тут мужчина возразил: “О Абу АбдуЛлах, ведь смысл этого, есть – овладел”.
Ибн аль-Араби прервал его словами: “Замолчи. Не говорят ни на что,- овладел (истауля) чем-то, кроме как если этому предшествовало противоположное, а когда одно побеждает другое, тогда говорят,- овладел”. И привел ему доказательства из стихов времен джахилии (доисламский период)”
[аль-Лялякаи в "Шарх усуль аль-И'тикад", 666 и Ибн Кудама в "Исбат сыфатуль-'улю" 1/119].

И слова этого великого имама идут вразрез с убеждениями ашаритов, что Аллах не возвысился (истауа) над Своим Троном, а овладел (истауля) им, хотя ни Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ни его сподвижники, ни первые поколения мусульман не обьясняли вознесение Аллаха над Троном, как овладевание Им.
А первое такое толкование вознесения Аллаха сделал Джа'д ибн Дирхам, а затем распространил Джахм ибн Сафван - основоположник секты джахмитов (джахмия), причастность к которой так старательно скрывают ашариты.

Ибн аль-Мубарак, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Каждый народ знает чему он поклоняется, кроме джахмитов" [аль-Бухари в "Хальк аф'алюль-'ибад" 72].

Ибн аль-Мубарак сказал так потому, что джахмиты отрицают все прекрасные имена Аллаха и не признают Его возвышения над Троном, поэтому его слова в полной мере можно адресовать и к ашаритам.

Слова других великих имамов по этой теме:
- Сказал Абу 'Амр АбдурРахман ибн 'Амр аль-Ауза'и: "Он(Аллах) над Своим Троном, как Он Сам Себя описал" ["Мухтасар аль-'Улю" 127].

- Сказал Имам Исхак ибн Рахавейх: "У ученых есть "иджма"(единогласное мнение) на то, что Он(Аллах) возвысился над Троном" ["аль-'Улю" 487].

- Сказал Имам 'Усман ибн Са'ид ад-Дарими: "Стало единогласным слово мусульман, что Аллах Всевышний над Троном Своим, над Небесами Своими" ["Радд 'аля Бишр аль-Мариси" 154].

- Сказал Имам Ибн Абдуль-Барр: "Ученые из сподвижников и их последователей (таби'инов) от которых и дошел до нас "та'уиль" - в смысле "тафсир(толкование)" - Корана в этом аяте [Сура "Муджадаля" 7-ой аят], что Он(Аллах) над Троном, а Знание Его - повсюду. И не противоречил им никто, из тех, чьи слова можно было бы считать доказательством" ["ат-Тамхид" 7/138]

После всех этих слов великих саляфов нашей общины, только заблудший будет отрицать высокое положение Аллаха над семью небесами, над Своим Троном.

Ответы на некоторые сомнения сеямые ашаритами в этом вопросе.
Ашариты лгут на приверженцев Сунны, говоря, что мы говорим, что Аллах "сидит" на Троне, хотя никто из имамов не говорил такого, и как сказал Шейх аль-Альбани, нет достоверных хадисов об этом.

┈┉┅━❈▫❈📚❈▫❈━┅┉┈
B. Ашариты также говорят, что мы придаем Аллаху "тело", хотя нет никаких текстов подтверждающих это. И мы не можем ни утверждать, что у Аллаха есть тело, ни отрицать наличие его у Аллаха, потому что не упомянуто об этом ни в Коране, ни в достоверной Сунне, и само поднимание этого вопроса - нововведение.

┈┉┅━❈▫❈📚❈▫❈━┅┉┈
C. Еще одно заблуждение ашаритов в том, что они говорят, что Аллах везде, используя иносказательные аяты Корана в качестве довода. Например аят: "...и Он с вами где бы вы не были". Но, хвала Аллаху, Имам Суфьян ас-Саури передал нам правильное толкование этого аята, сказав: "Его знание(т.е. Аллах с вами со Своим знанием)". Имам Ахмад сказал: "...(Аллах) над Троном, и Его знание везде." Также доказательством такому толкованию служат те доводы, которые мы привели о вознесении Аллаха над Его Троном.

┈┉┅━❈▫❈📚❈▫❈━┅┉┈
Причиной этих и других заблуждений и нововведений ашаритов несомненно является философия (калам) приверженцами которой являются ашариты. Недаром великий имам приверженцев Сунны Ахмад ибн Ханбаль говорил: "Тот, кто занимается философией (каламом) не преуспеет. Тот, кто занимается философией непременно станет джахмитом"
["аль-Ибана" 2/538],

┈┉┅━❈▫❈📚❈▫❈━┅┉┈

D.
Ашариты оправдывают калам тем, что философствование якобы помогает опровергнуть убеждения неверующих и заблудших, но мы знаем, что ни Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ни его сподвижники, ни их последователи ничего не знали о философии, что не мешало им быть на истине и доводить Ислам до сотен тысяч христиан, иудеев и многобожников.

Умар ибн АбдульАзиз, Имам Малик и Имам аш-Шафии говорили:"Сподвижники не углублялись в "субстанции(аль-джаухар)" и "акциденцию(аль-а'рад)" и во все, что связано с убеждениями философов(мутакаллимов)"
["Китаб ат-Таухид" 1/428].

Один человек спросил Абу Ханифу: «Какое у тебя мнение о том, что люди стали вводить в речь такие понятия, как “акциденция” (аль- а’рад) и “объектность” (аль- аджсам)?» Абу Ханифа ответил: «Это – слова философов. Придерживайся преданий (асар), следуй путем праведных предшественников (салаф) и остерегайся религиозных новшеств, потому что всякое религиозное новшество – это ересь (бид’а)»
[«Замм аль- Калам» (194/ба) Имам аль-Харави].


┈┉┅━❈▫❈📚❈▫❈━┅┉┈

E.
 В очередной раз мы возвращаемся к ашаритской секте, заваливающей мусульман тоннами и гигабайтами подлогов и клеветы. Начнём с того, что враги саляфии настойчиво пытаются уравнять наше мировоззрение с иудаизмом – поскольку иудеи, дескать, тоже приписывали Аллаху органы. В доказательство они обычно цитируют слова Аллаха:

«Иудеи сказали: "Рука Аллаха скована". Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали» (5:64).

Однако любому здравомыслящему мусульманину должно быть понятно, что Аллах проклял иудеев вовсе не за веру в существование Его рук, а за то, что они сделали Бога жадным! Не зря же далее Он говорит:

«Его обе Руки распростёрты, и Он расходует, как пожелает».

Икрима истолковал этот аят так: "У них (иудеев) были богатства, когда же они не признали Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, то их имущество сократилось, и они сказали: «Поистине, Аллах жаден, и Его рука удерживает от нас дары»" («Тафсиру-ль-Куртуби», 6/174).

И нет никакого греха в том, чтобы соглашаться с людьми Писания в тех пунктах их религий, где они не расходятся с Кораном. Ведь и Сам Всевышний, доказывая христианам и иудеям истинность пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), отсылает их к собственным писаниям: «Он сказал: "Моё наказание поражает того, кого Я захочу (покарать), а Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу её для тех, которые богобоязненны, дают закят и веруют в Наши знамения, которые последуют за Посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) Пророком, запись о котором они найдут у себя в Торе и Евангелии"» (7:156-157).

Что же насчёт руки Аллаха в упомянутом аяте, то процитируем имама ат-Табари: "Другие же учёные из их числа (толкователей Корана) сказали: «Рука Аллаха – это один из Его атрибутов. Эта рука не является конечностью наподобие конечностей сынов Адама»" («Джами'у-ль-баян», 10/454).

┈┉┅━❈▫❈📚❈▫❈━┅┉┈

H.
 Также хочу здесь развеять сомнения, которые могли остаться у читателя после прочтения статьи Всякая вещь тленна, кроме Его Лика – будто бы в ней присутствует намёк на тауви́ль (аллегорическое толкование) понятия «лик Аллаха». На самом деле в словах Муджахида и ас-Саури нет никакого таувиля, а есть указание на то, что приведённый там аят содержит исключение, вытекающее из общего контекста: Аллах говорил не столько о вечности Самого Лика, сколько о благодеяниях, посвящённых лику Аллаха.

Что же до самого атрибута «Лик», то в целом толкователи Корана оставили его без каких-то подробных комментариев, пришедших от саляфов. Ибн Кясир, обсуждая слова Аллаха

«Вечен только лик твоего Господа, обладающий величием и почётом» (55:27), сказал: "Всевышний описал Свой благородный лик в этом благородном аяте тем, что он «обладает величием и почётом», т.е. он достоин возвеличения и того, чтобы его не ослушались" («Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым», 7/495).

А аль-Байхакы и Абу Ну'айм сообщили от Хумайда бин Хиляля следующие слова: "Да помилует Аллах мужчину, который дошёл до аята «Вечен только лик твоего Господа, обладающий величием и почётом», и теперь просит Аллаха, благодатен Он и велик, посредством этого вечного и прекрасного Лика" («аль-Асмау ва-с-сыфат», 2/220 и «Хильяту-ль-авлия», 1/323. См. также «ад-Дурру-ль-мансур» ас-Суюты, 14/118-119), в которых, как видим, нет никакого таувиля и тафвида. Сам аль-Байхакы внёс это предание в главу «(Рассказы), пришедшие в подтверждение того, что Лик является атрибутом – без представления образа, как сообщил об этом правдивый (Пророк, мир ему и благословение Аллаха)».

┈┉┅━❈▫❈📚❈▫❈━┅┉┈

V.
 Ну и последний на сегодня ответ ашаритским фальсификаторам: передаётся в одном из хадисов, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обращался с мольбой к Аллаху, произнося такие слова (Муслим, 2713):

وأنت الظاهر فليس فوقك شيء وأنت الباطن فليس دونك شيء

Ашариты переводят это следующим образом: «Ты – явный, и нет ничего над Тобой, Ты – скрытый, и нет ничего под Тобой», доказывая этим хадисом, что Аллах якобы не возвышен над Троном, ибо в этом случае Трон бы находился под Ним. Но давайте посмотрим, как толковали эту фразу Пророка (мир ему и благословение Аллаха) общепризнанные имамы прошлых веков?

Вот что говорил, например, имам ас-Синди: "«Нет ничего над Тобой» – т.е. (ничего такого), что является более очевидным, чем Ты. Другие сказали: Он явный, потому что явствует выше всех вещей и возвышается над ними. Некоторые сказали: Он – Тот, Кого люди познают путём логических выводов из тех следов Его действий и атрибутов, которые очевидны для них. <...>

«Нет ничего за Тобой» – т.е. никакой вещи позади Тебя, которая является более скрытой, чем Ты" («Хашияту-с-Синди аля Ибни Маджа», 7/217).

Это же толкование сообщил и матуридитский учёный Али аль-Кари: "«Нет ничего за Тобой» – т.е. ни одна вещь не является более скрытой, чем Ты. Также «под» приходит в значении «помимо». И смысл (фразы тогда будет): «Нет в сокровенном помимо Тебя ничего, что было бы более спрятанным, чем Ты»" («Миркату-ль-мафатих», 4/1671).

Наконец, от табиуна Мукатиля бин Хайяна передаётся: "Пришли мы к тому, а Аллах знает лучше, что в словах Всевышнего: «Он – Первый и Последний, Явный (Высочайший) и Скрытый (Ближайший)» (57:3) «Первый» значит, что Он был раньше всего, и «Последний» значит, что не будет ничего после Него, «Явный» – что Он превыше всего, и «Скрытый» – ближе, чем что-либо. Здесь имеется в виду близость (Аллаха к творениям) Своими знанием и могуществом, а Сам Он находится над Своим троном, и Ему известно о всякой вещи" («аль-Асмау ва-с-сыфат» аль-Байхакы, 2/448. См. также «ад-Дурру-ль-мансур» ас-Суюты, 14/261 и «Маджму'у-ль-фатава» Ибн Таймии, 5/498).

Никаких намёков на то, что Аллах не имеет физической возвышенности над творениями, как видим, здесь нет.

                                                       


Продолжение следует... 

┈┉┅━❈▫❈📚❈▫❈━┅┉┈